IPO — это первичный опыт размещения акций какой-либо компании на фондовой бирже. В результате IPO акции компании оказываются доступны обширному кругу инвесторов (населению, иностранным представителям и др.) и свободно обращаются на биржевом рынке.
Главная цель — привлечение новых денег в компанию.
Необходимость проведения IPO имеет смысл в основном для крупных акционерных обществ — это позволяет вывести бизнес на новый, более высокий уровень развития (т.к. условия первичного размещения достаточно жесткие, не каждая компания сможет с этим справиться – это под силу только устоявшимся, стабильно функционирующим организациям). После размещения ценных бумаг репутация компании укрепляется, Бренд становится более узнаваемым, а также повышается ликвидность капитала, т.к. банки охотнее дают кредиты под те бумаги, которые котируются на бирже.
До проведения IPO акции обращаются на внебиржевом рынке, т.е. сделки по покупке и продаже ц/б осуществляются индивидуально, в частном порядке по субъективным ценам. С появлением акций на бирже продавцов и покупателей становится гораздо больше, котировки становятся официальными, а стоимость – одинаковой для всех (которая определяется в результате рыночного спроса и предложения).